Фигура (figure) |
Определенный элемент, той или иной сложности, исполняемый фигуристом, за счет скольжения конька по дуге. Состоят из элементов. |
Обязательная фигура (obligatory figure) |
фигуры с предписанным рисунком и определенными, одинаковыми для всех правилами исполнения. Также называют "школой" ФК.
|
Специальная фигура |
начертание фигур особой сложности, придумываемые к.п. самими фигуристами |
Конек |
Лезвие конька имеет два ребра (edge)— наружное (outside) и внутреннее (inside).Если внимательно следить за движением конька, то можно увидеть, что он стоит не строго перпендикулярно льду, а отклоняется либо наружу, либо внутрь. On the flats-на двух ребрах одновременно. |
Лед (Ice) |
|
Круг (circle) |
две касательные окружности. Одна окружность исполняется на правой ноге другая на левой. |
Восьмерка (eight) |
тот же рисунок что и у круга но выполняемый на одной ноге. |
Параграф (paragraph) |
три касающиеся окружности, на каждой ноге исполняется по полторы, центры окружностей лежат на одной лини |
Элемент (Element) |
простая составляющая фигуры. Дуга, перетяжка, тройка, скобка, петля, крюк, выкрюк. |
Дуга ( Arch) |
имеет постоянную кривизну и исполняется на одном из ребер конька. |
Перетяжка |
состоит из 2-х дуг. В ее центре производиться смена ребра. Расстояние между следами в этой точке равно толщине конька, а длинна участка, на котором выполняется смена ребра, должна быть как можно меньше. |
Тройка (three turn) |
имеет смену ребра в вершине. Острие элемента направлено внутрь круга. Признаком правильного начертания этого элемента является наличие в вершине пересечения следов , составленных наружным и внутренним ребрами конька (называются фигуристами "усиками") |
Петля (Loop |
выполняется на одном ребре. Форма ее продолговатая, соотношение длинны и ширины: 3:2. |
Крюк (rockets, brackets) |
по рисунку, оставленному по льду, является комбинацией скобки с перетяжкой. Исполняется на одном ребре. Острие направлено наружу начальной полуокружности фигуры. |
Выкрюк |
это комбинация скобки с перетяжкой. Исполняется на одном ребре. Острие направлено наружу начальной полуокружности фигуры. |
Толчек |
Толчок в начале фигуры называют стартовым, а толчки в процессе выполнения фигуры — переходными. Рисунок, оставляемый коньками при толчках, также является предписанным. Толчки бывают; вперед наружу, вперед внутрь, назад наружу и назад внутрь. Все толчки выполняются внутренними ребрами коньков.Все толчки выполняются без участия зубцов конька, коротко, то есть таким образом, чтобы не допустить остановки движения тела. Подробнее в Книге А.Н. Мишина "Фигурное катание для всех" |
Повороты (turns) |
выполняются за счет вращения верхней части тела относительно
нижней. Движение при повороте в основном состоит из скручивания
верхней части тела относительно нижней, которое называется
подготовкой, и обратного движения - раскручивания, которое
называется разрешении |
Геометрическая правильность рисунка |
Это требование в основном будет соблюдено, если все круги фигуры спортсмен исполнит ровными, одинаковыми по величине, а их центры расположит на одной прямой — продольной оси фигуры. Все элементы должны быть одинаковыми по величине и симметричными. След не должен содержать утолщений, скребков, углублений. Наличие их снижает оценку.
|
Реберность исполнения |
соблюдение правил скольжения на ребрах конька при исполнении того или иного элемента фигуры. |
Покрытие следа |
при исполнении каждой фигуры производить шесть толчков. Исполняя фигуру, спортсмен должен стремиться к полному подобию движений, так чтобы каждый новый след был расположен как можно ближе к предыдущему. |
Осанка (Bearing) |
Оценки за исполнение снижаются, если фигурист, например, сильно опускает голову, излишне поднимает руки, задирает вверх носок свободной ноги и т. п. |
Шаги (Steps) |
Шаги представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по ледяной площадке. Существуют шаги на ребрах коньков и шаги на зубцах.
В программах шаги присутствуют в виде дорожек шагов и просто связующих элементов. И в том, и в другом случае ценится прежде всего четкость и плавность исполнения. В идеале должно быть ясно видно с какого и на какое ребро переходит фигурист, а сам переход должен совершаться без рывков и видимых усилий. Кроме того, естественно, учитывается сложность самих шагов, а также то, насколько эти шаги согласуются с музыкой. |
Подсечка(crossovers) |
Базовый шаг. В отличие от елочки, которая позволяет двигаться по прямой, подсечка предназначена для движения по кругу. Различают подсечку вперед и назад, а также наружу и внутрь. Большинство фигуристов используют подсечка вперед, когда движутся вдоль бортика катка и им надо повернуть в углу. Подсечка назад используется при заходах на прыжки и вращения. Как и елочка, подсечка считается простым шагом и используется только в служебных целях. |
Троечные (троечный переход) |
состоит из тройки вперед наружу — назад внутрь с последующим переступанием на другую ногу. (шаг на ребрах коньков)
Называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3. Одна из самых распространенных троек выглядит так фигурист скользит вперед на нар1ужнем ребре левой ноги, затем поворачивается на 180 градусов через левое плечо (“в центр круга’) и продолжает скользить на левой ноге, но назад и на внутреннем ребре. Эта тройка используется при заходах на сальхов и флип. Остальные варианты выглядят приблизительно также, например, один из заходов на рипбергер начинается с тройки “вперед внутрь”: фигурист скользит на правой ноге вперед внутрь, поворачивается и движется назад на наружном ребре. Когда тройки используют в качестве заходов на прыжки вторая часть (‘после поворота) часто “обрезается”, фигурист просто выпрыгивает в воздух с необходимого ребра, но иногда используют так называемые 1многократные11 тройки (когда повороты исполняются один за другим без остановки), например Ирина Слуцкая часто используют многократные тройки для захода на тройной рипбергер. |
шаг Джаксона |
основным движением которого является поворот крюком назад наружу. Эффектен при четком, ритмичном исполнении, будучи многократно повторен на высокой скорости, при скольжении по прямой (шаг на ребрах коньков) |
Серпантин (Streamer |
Комбинация шагов, состоящих из крутых дуг, имеющая извилистый рисунок. Использование в программе шагов различного рисунка делает ее более разнообразной.
|
Елочка |
Напоминает коньковый шаг на лыжах и называется так потому, что при движении на льду остается след напоминающий елку. Как видно из английского названия — это самый основной шаг. Фигуристы используют его чтобы набрать скорость или перейти от одного элемента к другому, однако излишнее его использование свидетельствует (согласно существующим правилам) о недостаточно хорошей технике спортсмена, поэтому сильнейшие фигуристы стараются свести его использование к минимуму. |
Скобка (Bracket) |
Как и тройка, это поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Разница между ними направлении поворота: в круг” или “из круга”. Если мысленно продолжить дугу, по которой фигурист начинает исполнять поворот, то получится круг и при тройке получится движение левым боком к центру круга - лицом к центру круга - правым боком” (тройка ЕГО), а при такой же (IРО) скобке будет левым боком к центру круга - спиной к центру круга - правым боком. Скобка более сложный поворот, чем тройка, поскольку требует большего мастерства и умения владеть своим телом. В некотором роде тройка поворот ‘естественный1’ по направлению движения, он получается практически сам собой, а скобка — “противоестественный11. Скобку’ используют в основном в дорожках шагов и выглядит это приблизительно как быстрая смена направления движения: сначала лезвие ‘едет” зубцом вперед, потом на короткое время оказывается зубцом назад, а потом опять вперед. |
Twizzle |
Используется в основном в танцах на льду, где стал (стала? стало?) обязательным элементом. В некотором роде это что-то среднее между многократной тройкой и вращением: быстрый поворот на одной ноге практически на одном месте. Чем быстрее поворот и чем меньше смещается фигурист при его исполнении, тем лучше. Обязательными для танцев является так называемые series of synchronized twizzles , когда оба партнера одновременно исполняют сначала один быстрый поворот, потом другой, причем между ними не должно быть более трех небольших шагов. |
Моухок |
Это уже шаг "с использованием" обеих ног. При его исполнении происходит смена ноги, направления движения, но ребро остается неизменным. Наиболее распространенный вариант начинается с движения на правой ноге вперед наружу, затем фигурист как бы "подставляет" другую ногу и выезжает на левой ноге назад наружу. Иногда используется для захода на флип, но чаще для быстрой смены направления движения или в дорожках шагов. Танцоры различают “открытый” и “закрытый” моухок: в первом случае свободная нога при смене ставится впереди, а во втором сзади опорной |
Чоктау |
Тоже шаг “с использованием” обеих ног. В отличие от моухока, это смена ноги, направления движения и ребра. Т.е. получается РРО/IВI. Используется в основном танцорами, реже одиночниками в дорожках |
Спирали (Spiral) |
Исполнение спиралей заключается в длительном скольжении на одном или двух коньках в относительно неизменной позе. След, оставляемый при этом коньком, носит характер кривой с плавно изменяющейся кривизной. При исполнении спиралей ценится прежде всего все те же реберность и плавность: насколько четко выражено ребро (насколько оно “глубоко”), насколько уверенно стоит на нем фигурист, насколько хорошо “держит” позицию и насколько долго он в ней находится |
Ласточка (spiral) |
В балете этот элемент называется арабеском и состоит он в том, что скользя на одной ноге фигурист поднимает свободную ногу настолько высоко насколько позволяет его или ее растяжка. В зависимости от того на каком ребре скользит фигурист, ласточки бывают вперед и назад, а таюке наружу’ и внутрь. Традиционно считается, что ласточки на внутреннем ребре исполнять сложнее, чем на
наружном, и назад сложнее, чем вперед |
Кораблик (spreadeagle) |
Представляет собой скольжение на двух ногах на наружных или внутренних ребрах. Чаще всего используется в качестве “связки”. Например, “наружний” кораблик часто включает в свои программы Виктория Волчкова, а сочетание “внутренний кораблик /ласточка стало фирменной “связкой” пары Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. Считается, что чисто исполнить внутренний кораблик сложнее чем наружный, |
Ina Bauer |
Вариант кораблика, отличающийся от spread-eagle тем, что ноги стоят не на “одной линии", а параллельно друг другу. "Задняя" нога при этом всегда стоит на внутреннем ребре, а вторая может быть либо на внутреннем, либо на наружном. В зависимости от этого фигурист будет двигаться по кругу, либо по прямой. |
Полушпагат |
При исполнении полушпагата опорная нога сгибается, а свободная "лежит" сзади на льду. Чаще всего исполняется полушпагат вперед, но довольно эффектно выглядит связка из полушпагата вперед, троечного поворота (не вставая) и полушпагата назад. |
Циркули (Compasses) |
При выполнении циркуля одна нога фиксируется на льду с помощью зубцов или пятки, а конек другой ноги описывает вокруг этой точки спираль. Циркули исполняются фигуристами вперед и назад в соответствии с ходом конька, описывающего спираль. |
Обводка |
совместный элемент, в котором партнер, завершая спираль. находится в положении циркуля или в другой позиции, фиксирующей его на одном месте, и обводит вокруг себя партнершу, которая может скользить в любом положении на любой из четырех возможных дуг. |
Тодес (обводка типа тодес) |
В них партнерша скользит на одной ноге близко к поверхности льда в горизонтальном положении, а партнер выполняет циркуль назад-наружу. Существует три варианта тодеса соответственно трем ходам скольжения: назад-наружу, назад-внутрь и вперед-внутрь. |
Пируэт |
состоит из подхода, въезда, вращения и выезда. Выполняется за счет легкой кривизны полоза фигурного конька |
Вращения (Pirouette) |
Вращения делятся на простые (просто вперед или просто назад), со сменой ноги, комбинированные (со сменой ноги и позиции), парные (параллельные и совместные) и танцевальные. Однако, несмотря на множество возможных вариантов, критерии оценки остаются практически одинаковыми: центровка (фигурист должен вращаться на одном месте), число оборотов (обычно всегда оговаривается минимальное число оборотов), скорость вращения (чем быстрее, тем лучше) и четкость/правильность позиции. Для танцевальных вращений обязательный требованием является вращение в танцевальной позе. |
Вращения стоя |
Как нетрудно понять из названия, во время исполнения вращений этого типа, фигурист “крутится” стоя. Наиболее распространенный вариант этого вращения — винтик. |
Винтик (scratch spin) |
в начале свободная нога согнута перед опорной, а руки сцеплены перед грудью, а затем фигурист начинает постепенно опускать (и выпрямлять) свободную ногу и поднимать (и выпрямлять) руки. При этом скорость вращения, как правило, возрастает и получается очень эффектный элемент. Существуют и другие разновидности этого вращения, например, свободная нога сгибается в колене и заносится за (а не перед как в винтике) опорную ног |
Волчек (sit spin) |
опорная нога согнута, свободная нога вытянута вперед параллельно льду, руки вытянуты вперед параллельно льду. Варианты: руки сцеплены сзади (такой вариант часто исполняет Мария Бутырская), свободная нога не вытянута вперед, а лежит на колене опорной при этом фигурист нагибается вперед, руки наоборот выносит назад. Оно смотрится довольно забавно, однако для исполнять его довольно трудно, поскольку трудно удерживать равновесие). |
Либела (camel spin) |
Вращение в положении “ласточка. Классический вариант исполняется на прямой опорной ноге с руками"вытянутыми" вдоль тела. Есть еще качающаяся либела (illusion spin) ( при которой фигурист во время вращения наклоняется вперед и поднимается обратно. |
Заклон (layback) |
Обязательный элемент короткой программы для женщин. При исполнении этого вращения фигуристка выгибается назад, свободная нога ‘вывернута’ наружу и вынесена назад. |
Бильман (Bielmann) |
Назван так в честь Денис Бильман, которая первой исполнила это вращения на международных соревнованиях. Требует хорошей гибкости и растяжки — фигуристка (из мужчин этот элемент делает только Евгений Плющенко и еще несколько юниоров) ловит лезвие конька свободной ноги обеими руками и вытягивает наверх. При идеальном исполнении получается почти вертикальный шпагат. |
Прыжки во вращение (flying spin) |
являются обязательным элементом для одиночников и пар. Их оценивают "двояко" с одной стороны как вращения (то есть по тем же центровке/числу оборотов и тд.), а с другой стороны по прыжку. В “прыжковой” части главное высота и то, что фигурист должен занять нужную позицию еще в полете. Вращение должно начинаться сразу же по приземлении. |
Прыжок в либелу |
Перекидной или бедуинский в либелу назад. Т.е. фигурист скользит вперед на левой ноге, прыгает, приземляется на правую ногу и начинает вращаться назад.
|
Чинян |
Прыжок в волчок вперед. Фигурист подпрыгивает на левой ноге, в воздухе складывается в волчок, приземляется и вращается вперед.
|
Прыжок в волчок |
Очень эффектный элемент прыжок в бедуинский волчок назад. Фигурист скользит вперед на левой ноге, высоко прыгает, а потом "камнем" падает вниз и начинает исполнять волчок назад. В парном катании используются как раздельные, так и совместные вращения.
|
Прыжки (jump) |
По способу отталкивания ото льда прыжки делятся на выполняемые с ребра конька — реберные и толчком носка конька — носковые. Толчок в реберных прыжках производится с одной ноги, в носковых — с двух, причем одна нога, называемая опорной, скользит на ребре, а другая, толчковая, ставится на зубцы конька. В носковых прыжках фигурист отрывается ото льда сначала опорной ногой, которая таким образом становится маховой, а затем толчковой ногой.
Прыжки, в которых фигурист приземляется на ту же ногу, с которой выполняется толчок, называются прыжками без перемены ноги, а те, в которых приземление происходит на маховую ногу, — прыжками с переменой ноги. С точки зрения направления вращения тела фигуриста в полете прыжки делятся на выполняемые в сторону закривления толчковой дуги, то есть в положительном направлении, и выполняемые в противоположную сторону, то есть в отрицательном направлении. |
Тулуп (toe loop |
Считается самым простым из прыжков, среди сильнейших фигуристов чаще всего используется в качестве второго прыжка в каскаде. Зубцовый прыжок (те. перед прыжком фигурист опалкивается от льда зубцом свободной ноги). Варианты захода: либо тройка вперед внутрь на правой ноге (скольжение вперед, поворот, удар зубцом, прыжок), либо тройка вперед внутрь на левой ноге (скольжение вперед, поворот, смена ноги, удар зубцом,
прыжок). Наиболее характерная ошибка: в момент отталкивания фигурист как бы ‘поворачивается” на зубце левой ноги, вместо того, чтобы сразу прыгать. Американцы называют такой вариант ое-’л’аI. Женщины исполняют тройной тулуп (двойной только в качестве второго прыжка в каскаде), мужчины четверной и тройной. |
Сальхов (salchow) |
Назван так по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова. Этот прыжок легко отличить от остальных, поскольку только нем прыжку предшествует мах свободной ногой (фигурист как подбирает под себя” свободную ногу, выталкивая себя в воздух). Наиболее распространенный вариант захода: тройка вперед наружу левой ноге (иногда многократная), мах, прыжок. Наиболее характерная ошибка: исрезаниен оборотов в момент отталкивания (фигурист выпрыгивает воздух не сразу, а только повернувшись на пол-оборота, получается вроде бы как аксель). Женщины исполняют тройной сальхов, мужчины — четверной и тройной. Иногда его исполняют в комбинации прыжков, где он получается третьим (после исходного прыжка (обычно тулуп или флип) и ойлера, необходимого для перехода на нужное ребро). |
Ритгбергер (loop) |
Используется в качестве второго прыжка в каскаде или отдельно. От остальных прыжков отличается отсуствием как махового движения, так и удара зубцов об лед. Фигурист просто выпрыгивает” с
согнутой опорной ноги наверх. Варианты захода: тройка вперед внутрь на правой ноге (часто многократная), реже используется заход просто с подсечки назад направо. Наиболее
распространенная ошибка: перед отталкиванием фигурист ставит свободную ногу на лед и выпрыгивает с двух ног. |
Флип (flip) |
Название происходит от английского слова гiiр — щелчок. 3уоцовыи прыжок. Варианты захода: тройка вперед
наружу на левой ноге, поворот, удар зубцом, прыжок или моухок, удар зубцом прыжок. Наиболее
распространенная ошибка: фигуристы часто заходят на прыжок с длительного скольжения вперед на левой ноге и поворачиваются и пёреходят на нужное ребро только перед самым прыжком, в итоге прыжок иногда исполняется не с внутреннего ребра, а с обоих ребер или с нардкнего. Такой вариант американцы называют lip. |
Лутц (lutz) |
Зубцовый прыжок. Его довольно легко опознать поскольку’ большинство фигуристов заходят на него с длительного скольжения назад на левой ноге. другие варианты захода встречаются намного реже. Перед прыжком фигурист обычно наклоняется вперед, поднимает правую ногу, затем ударяет зубцом по льду и
выпрыгивает в воздух. Этот прыжок очень часто исполняют с ошибкой, которая даже получила свое собственное название flutz: поскольку прыгать с
наружного ребра довольно неудобно фигуристы (вернее было бы сказать фигуристки, поскольку эта ошибка характерна в первую очередь для женщин) переходят на внутреннее ребро. Иногда этот переход едва заметен и происходит прямо перед прыжком, но иногда получается так, что фигуристка даже не разу не становится на
наружное ребро на протяжении всего захода на прыжок. |
Аксель (axel) |
Единственный прыжок исполняющийся с движения вперед, в силу чего в нем “не целое” число оборотов. Одинарный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной. На прыжок обычно заходят с подсечки назад направо, некоторое время скользят на правой ноге назад, затем фигурист поворачивается, наступает на левую ногу и
выпрыгивает в воздух. |
Ойлер (half loop) |
Используется только как связка в комбинациях прыжков перед сальховым или флипом. Похож на рипберег отсутствием маха или удара зубцом, однако отличается от него приземлением на другую ногу. Выглядит это приблизительно как
и подставление одной ноги вместо другого |
Валлей |
Реберный прыжок без перемены ноги с отрицательным направлением вращения. Соответствует
выкрику назад внутрь с тройкой вперед внутрь. Обычно исполняется после перетяжки назад наружу. Название происходит от английского слова «уаiiеу» — "долина" из-за характерного рисунка, остающегося на льду при исполнении этого прыжка. Часто называется прыжком "цако". В настоящее время исполняется только в один оборот ввиду трудности создания в толчке начального вращения. |
Каскад (cascade |
предполагает последовательное выполнение двух или нескольких прыжков с приземлением после каждого на одну ногу, которая является толчковой для следующего прыжка Если последующим выполняется прыжок с зубца, то отталкивание производится зубцом конька другой ноги. Обычно каскады состоят из двух- пяти прыжков. |
Поддержки (Supports) |
называется такое совместное движение партнеров, когда партнер, используя прыжок партнерши, поднимает ее выше уровня плечевого пояса. В поддержках разрешается поднимать партнершу, держа ее за руки, за талию, за бедра. Иные поддержки запрещены. Не разрешаются повороты партнерши в горизонтальном положении в любой стадии поддержки. Не считаются поддержкой подъемы партнерши до уровня плечевого пояса. |
Подкрутки и выбросы |
В подкрутках партнер поднимает партнершу, как в поддержке, и выталкивает ее вверх. Партнерша вращается в воздухе, как в обычном индивидуальном прыжке, только на большей высоте. Это вращение она приобретает с помощью усилий партнера и собственной группировки.
Подкрутки, в которых партнер не ловит партнершу во время приземления и она приземляется самостоятельно, называют выбросами. |